4. ПЕРВЫЙ МЭР РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТОЛИЦЫ

превращена в Музей религиозного искусства. Сразу же у входа мы увидели знаменитую каменную скульптуру Будды в известном на Индокитайском полуострове стиле эпохи Дваравати, относящийся к VIVIII векам нашей эры.

— Найдена она была недалеко от Вьентьяна. Загадка ее и других исторических памятников той далекой эпохи, которые находят в наших краях, остается пока непрочитанной, — говорит Мани.

А   вот   и   знаменитая    каменная   стела — квадратный столб, испещренный древней монкхмерской вязью. Памятник этот доставлен сюда в 1968 году из сельского пригорода Вьентьяна. Там в незапамятные времена был сооружен легендарный город Сайфонг, название которого дошло до наших дней. Стела датирована концом XII — началом XIII века. Надпись, высеченная на ней, сообщает, в частности, о сооружении новой бесплатной общедоступной больницы.

И еще Мани обращает внимание на плоскую, поставленную торчком каменную плиту, также испещренную письменами. Это «стела Дансай», относящаяся к XVI веку; на ней на монкхмерском и лаосском языках описаны границы между королевствами Миллиона слонов и Аютии, находившегося по ту сторону Меконга.

Посетители, интересующиеся изобразительным искусством средневекового Лаоса — скульптурами, резьбой по дереву, живописью, — часами любуются произведениями древних мастеров и в этом, заложенном в XVI веке храме, и в расположенном по соседству с ним действующем монастыре Сисакет, который является резиденцией главы лаосской буддийской общины. Это один из поздних памятников того, старого Вьентьяна. Монастырь был открыт в 1824 году. На его потускневших настенных фресках и сейчас можно разглядеть сцены из жизни цветущего Сандалового города, который через три года после того, как эти фрески были написаны, захватчики превратили в пепелище.

Ну а дальше наш путь отсюда, с берега Мекоига, идет по широченному проспекту Миллиона слонов, строительство которого было завершено совсем недавно, уже в семидесятые годы, мимо огромного нового крытого «утреннего рынка» к величественному сооружению — башне Анусава-ри, напоминающей триумфальную арку.

Еще три километра, и мы у самого знаменитого памятника, ставшего символом Лаоса, —Тхат Луанга, сооруженного в 1566 году королем Сеттхатиратом, который изображен восседающим на троне перед входом в это святилище. История памятника такова. В 1530 году город становится королевской резиденцией, а в 1565 году и королевской столицей. И блеск ей должно было придать главное чудо — воплощенная лучшими зодчими в камне «космическая гора Локашу ломани», что значит по-русски «Вершина мира»— центр мироздания. Именно так назвал король Сеттхати-рат этот комплекс.

 

«Вершина мира» и сегодня поражает красотою и изяществом позолоченной главной башни, окружающими ее квадратными террасами, звенящими на ветру колокольчиками и роскошными галереями.

Оглавление