4. ПЕРВЫЙ МЭР РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТОЛИЦЫ

Трудно бывает в отдельные периоды со снабжением продовольствием и промтоварами.

Кардинальное решение этого вопроса лежит в развитии производства, на что уйдут годы. Поэтому народная власть принимает ряд экстренных мер, чтобы как-то выйти из создавшегося трудного положения. На предприятиях и в учреждениях организуются подсобные хозяйства, столовые; дефицитные товары продаются по твердым ценам. Ведется разъяснительная работа о причинах создавшихся трудностей, нехваток.

Многое делается для обеспечения реальных прав народа на труд, учебу, отдых. Во время субботников и воскресников — это тоже новое явление! — десятки тысяч вьенть-янцев активно участвуют в благоустройстве родного города.

Сейчас в лаосской столице живут более двухсот тысяч человек — большая часть городского населения всей страны. Еще недавно самыми влиятельными кругами Вьентьяна были феодальная бюрократия, продажные политиканы и генералитет, живущие на американские подачки, а также местная буржуазия — все те же хуацяо, о которых читатель уже знает. Богатые хуацяо здесь, в Лаосе, как и в других странах Юго-Восточной Азии, держали в своих руках почти всю торговлю и большую часть производства. В дореволюционные времена часто приходилось слышать разговоры о том, что Вьентьян — скорее город иностранцев, чем лаосцев, нам не раз говорили, что лаосскую культуру можно увидеть только в деревнях. И в этих словах было немало справедливого.

В первые годы после революции Вьентьян, как и другие города Лаоса, покинули не только реакционные политиканы, но и значительное число китайских и таиландских бизнесменов, коррумпированная верхушка прежнего режима, тысячи американских и таиландских «советников» в гражданском платье. Зато в столице обосновались десятки тысяч лаосцев из освобожденных районов, все центральные организации патриотических сил. Таким образом Рьентьян полностью изменил свое лицо.

— Уже в 1977 году из ста восьмидесяти тысяч жителей города, — рассказал нам Пхао Пхимпхатян, — сто пятьдесят тысяч составляли лаолум, то есть собственно лаосцы.

На рынках и улицах города сейчас можно увидеть и представителей двух основных групп национальных меньшинств — лаосунгов и лаотхынгов, живущих в горных районах страны и представляющих десятки племен, - они составляют около половины населения Лаоса. Лаосунги, к числу которых принадлежат племена мео и яо, живут на севере. Они поселились там в последние два-три века, откочевав из Китая. Лаотхынги — вторая по численности народность после собственно лаосцев — обитает в южных и центральных гористых районах страны с незапамятных времен.

Во Вьентьян представители национальных меньшинств

часто приезжают на совещания и съезды, общенациональные фестивали, в учебные заведения, впервые открывшие свой двери детям рабочих и крестьян, представителям всех национальностей.

Оглавление