4. ПЕРВЫЙ МЭР РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТОЛИЦЫ

Известно, что в этом районе Индокитая уже восемь-де-сять тысяч лет назад — наряду с Месопотамией и поймой Ганга — люди научились выращивать злаки, приручили домашний скот. В Индокитае, по мнению специалистов, как мы уже упоминали, впервые освоили поливное выращивание риса — впоследствии его переняли китайцы. Весьма возможно, что Долина кувшинов, находящаяся в двухстах километрах от Меконга, была одним из центров древней цивилизации, следы которой обнаружены и в Банчианге. Молодым историкам Лаоса предстоит разгадать еще немало таких тайн забытого прошлого'.

Под охрану государства взят и храмовый комплекс Фу на юге страны, в восьми километрах от нынешнего Чампас-сака. Это один из лучших архитектурных памятников «Атлантиды южных морей» — государства Тямпы, существовавшего на протяжении девятнадцати столетий — со II века до нашей эры до XVII века  современного летосчисления на территории нынешнего Южного Лаоса, Центрального Вьетнама и Северо-Восточной Кампучии и погибшего в огне междоусобных войн и нашествий.

Понятно, с каким большим интересом отправились мы на экскурсию по Вьентьяну вместе с нашим старым другом — историком Мани.

Ознакомление с памятниками далекой старины мы начали с груды обуглившихся остатков зданий, сохраненных в центре города как памятник, напоминающий о страшной национальной трагедии: в 1827 году Вьентьян был захвачен, разграблен и сожжен догла тайскими феодалами; оставшиеся в живых горожане были превращены в рабов и отправлены на чужбину, «На этом месте не будет ничего,— заявил генерал Пьябодин, по приказу которого был уничтожен город.—Останутся только вода, земля и дикие звери».

От города, заложенного в XVI веке, где были королевский дворец-крепость, процветающие торгово-ремесленныг посады и около ста пагод и монастырей, чудом уцелел полуразрушенный храм Изумрудного Будды — Ват Фракео, хотя сама национальная святыня — статуя Изумрудного Будды — была увезена в Бангкок и до сих пор является главной в религиозном пантеоне таиландских королей.

Иностранные путешественники, добравшиеся сюда во второй половине XIX века, на месте процветавшего некогда города нашли заросшие джунглями остатки фундаментов и затянутые илом каналы, на берегах которых хозяйничали дикие звери.

— Современный Вьентьян, — рассказывает Мани, — это, в основном, детище двадцатого века. Еще сравнительно недавно, в 1954 году, в нем проживало всего около двадцати тысяч жителей...

Через несколько минут мы были уже в самой пагоде Изумрудного Будды. Она восстановлена в 1936—1942 годах при активном участии Суванна Фумы и в последние годы

Оглавление